Середа, 18.12.2024, 08:28
Вітаю Вас Гість

Сайт Колеснік Т.І.

Меню сайту
Робочі матеріали
Розробки уроків
Категорії розділу
Статистика
Головна » Файли » Розробки уроків » 8 клас

УРОК 2. ВАША ПЕРВАЯ ПРОГРАММА
09.02.2017, 17:29

В предыдущем уроке рассказывалось об основных инструментах разработки программ в среде Lazarus, этапах создания приложения.

В этом уроке мы создадим свою первую программу, познакомимся с редактором исходного кода, узнаем  как   компилировать и выполнять программу.

Наша программа будет взаимодействовать с пользователем,  Вы сможете поэкспериментировать с нею.  Не бойтесь экспериментировать, Вы не сможете сделать что-либо непоправимое. И в то же время истинные и прочные навыки эффективной работы достигаются только путем самостоятельного экспериментирования.

Итак, приступим …

Для создания графического интерфейса Lazarus предоставляет программисту палитру компонентов пользовательского интерфейса. Программисту требуется всего лишь выбрать на палитре нужные компоненты и с помощью мыши перенести их на форму.

После того, как компонент размещен на форме, он становиться объектом, который имеет свои установленные по умолчанию свойства. Эти свойства можно просматривать и изменять с помощью окна Свойства.

В нашей первой программе при создании интерфейса пользователя будем использовать три компонента: TForm (Форма), Label (Надпись) и TButton (Командная кнопка).

Так как мы будем использовать их впервые, давайте познакомимся с ними подробнее. Нам нужно знать основные свойства этих компонентов и их назначение, чтобы можно было их настраивать. Описание свойств этих компонентов можно  посмотреть перейдя по ссылкам: Forma (Форма), Label (Надпись), Button (Кнопка). С остальными компонентами графического интерфейса будем знакомиться по мере их использования.

Теперь, когда вы изучили новые компоненты, мы загрузим среду программирования и создадим свой первый проект

Проект «Первая программа»

Задание. Создать проект, который после щелчка на кнопке выводит в поле надписи текст: «Я программирую!!!»

Создать интерфейс программы по образцу:

Первая программа

Разместить надпись и кнопку на форме и установите значения свойств, перечисленные в таблице. Когда вы это сделаете, форма примет такой вид , как на рисунке.

В следующих заданиях, когда Вы лучше освоите среду Lazarus, примеры форм будут сопровождаться только листингами исходного кода. От Вас ожидается, что вы , глядя на формы и листинги, сами догадаетесь, как должны быть установлены свойства компонентов.

Ход выполнения проекта

  1. Загрузите Lazarus. Создайте новый проект.Для этого:1) Выполнить команду Проект => Создать проект …2)В появившемся диалоговом окне выбрать слово Приложение и нажать кнопку ОК.

    Lazarus. Создание проекта

  2. Сохранить созданный проект.

    Для этого:
    1) Выполнить команду Проект – Сохранить проект как… Откроется окно Сохранить проект.

    Lazarus. Создание папки для файлов проекта

    2) Не выходя из этого диалогового окна Создать новую папку Primer_1 для файлов вашего проекта (проект будет содержать несколько файлов), открыть ее и щелкнуть по кнопке Сохранить.

    Тем самым мы сохраним файл Project1, содержащий сведения о проекте.

    Сразу же откроется окно Сохранить Unit1 для сохранения программного кода проекта (файл Unit1.pas), в котором также необходимо щелкнуть по кнопке Сохранить.

    Кроме этих двух файлов в папке проекта создается автоматически еще несколько файлов, в том числе – unit.lfm, который представляет собой файл с полными данными о проектировщике формы. Позиция, размер, расположенные компоненты и пр.

    Папка проекта должна содержать следующие файлы:

    Lazarus. Файлы проекта

  3. Разместите на форме компоненты Надпись (Label) и Кнопку (Button). Разместить компонент на форме можно одним из двух способов. 
    Первый – дважды щелкнуть мышью на значке компонента, расположенного на палитре компонентов. Однако при этом компонент попадет не в то место, куда Вы хотите, а в левый верхний угол формы. 
    Второй – щелкнуть на значке компонента (при этом он выделяется) и щелкнуть на форме. Таким образом компонент можно поместить в любое желаемое место на форме.

  4. Установите новые значения для свойств, перечисленные в таблице.

    Компонент

    Свойство

    Значение

    Форма Caption Моя первая программа
    Надпись Caption Пустая строка
      Font
    Name

    Size

    Arial

    20
      Style
    fsBold

    True
    Кнопка Caption Вывести сообщение

    Форма примет такой вид, как на рисунке:

    Lazarus. Первая программа

  5. Напишите программный код для процедуры обработчика события щелчок на кнопке. Пока мы это не сделаем, кнопка не будет работать. При нажатии на кнопку ничего не будет происходить.

    Для этого:
    1) Выполните двойной щелчок по кнопке. Откроется редактор исходного кода, в котором, после кода созданного автоматически, добавиться новая процедура -TForm1.Button1Click – обработчик события щелчок на кнопке (анг. Button – кнопка, Click – щелчок).

    Lazarus. Обработчик события щелчок на кнопке

    Сейчас процедура обработчика события пустая, при нажатии кнопки она ничего не делает.

    2) Чтобы процедура выполнила необходимые действия, напишите соответствующий код между операторными скобками begin и end. В нашем случае это оператор присваивания, который изменяет свойство Сaption (текст надписи) объекта Label1 на новое значение:

    label1.Caption:='Я программирую!';

    Вводя код, обратите внимание на подсказку, появившуюся после ввода точки, следующей за label1. Подсказка представляет собой всплывающее меню, в котором перечислены допустимые свойства и методы компонента label1

    Lazarus. Система подсказки кода

    С помощью мыши вы можете выбрать из списка нужное свойство или метод.

    Другой способ: вы можете начать вводить имя свойства, при этом Lazarus автоматически прокручивает список и находит имена, первые буквы которых совпадают с вводимыми буквами. Это поможет вам, если вы забыли точное имя. Если теперь нажать <Space> или <Enter>, то Lazarus вместо вас автоматически завершит ввод имени.

  6. Закончив вводить код, выполните программу. Это можно сделать одним из трех способов:
    1) щелкнув по кнопке Run (Выполнить) на панели инструментов; 
    2) выбрав команду Run-Run в главном меню;
    3) нажав клавишу <F9>.

    Происходит сравнительно недолгий процесс компиляции, в результате которого в папке проекта создается EXE файл. В окне Сообщения выводится протокол сборки проекта:

    Lazarus. Первая программа. Протокол компиляции

    Далее этот файл, в случае успешного создания, запускается на выполнение.

    В случае, если были допущены ошибки, сообщение об этом появляется в протоколе.

  7. При успешной компиляции на экране появиться форма с кнопкой, однако пока что без надписи. Если теперь щелкнуть на кнопке, то на форме появиться надпись.

  8. Таким образом, вы создали приложение, реагирующее на действия пользователя. Скомпилированная программа сохраниться в папке проекта в виде файла с расширением .EXE. Он может быть выполнен на компьютере без среды разработки Lazarus.

  9. Сохраните все файлы проекта. Для этого выполните команду Проект сохранить или Файл – Сохранить

В предыдущем задании новые значения свойств для компонентов, размещенных на форме, были перечислены в таблице.

В следующих заданиях будут даны только текст задания и пример формы. От Вас ожидается, что вы, глядя на форму, сами догадаетесь, как должны быть установлены свойства компонентов.

Задания для самостоятельного выполнения

Задание 3.Создайте приложение, разместите на форме компоненты: Buton1, Edit1 так как показано на образце.

Lazarus. Практическая работа №3

По щелчку на кнопке нужно заменить текст в заголовке окна на текст введенный пользователем в текстовое поле.

Задание 4. Создайте приложение, в результате работы которого при щелчке на кнопке привет в поле надписи выводится приветствие, при щелчке на кнопке Очистить сообщение исчезает.

Lazarus. Практическая работа №4

Задание 5. Создайте приложение, в результате работы которого в поле надписи Label 1 выводится выводиться одно из сообщений, в зависимости от того, на какой кнопке пользователь щелкнул мышью.

Lazarus. Практическая работа №5

Наименование кнопки Отображаемый текст в надписи label1
Форма Заготовка главного окна разрабатываемого приложения
Инспектор объектов Окно, предназначенное для редактирования свойств объектов
Unit1.pas Файл с программным кодом
Проект Группа файлов, относящихся к данному приложению
   

Для объектов на форме установите следующие значения свойств:

Компонент Свойство Значение
Label1 Caption Здесь будет выведено сообщение
  WordWrap True
Form1 BorderIcons
biMinimize
biMaximize
False
False

В этом уроке мы создали свою первую программу в среде Lazarus.

В следующем уроке мы продолжим знакомится с компонентами Lazarus, создадим еще несколько новых проектов.

Следующий урок: Компонент TImage (Графическое поле)

Категорія: 8 клас | Додав: Melicain
Переглядів: 492 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Пошук
Вхід на сайт
Практичні роботи
Батькам
Друзі сайту
Зараз на сайті